Аюри
Я умею так немного, но зато наверняка. Я умею слушать ветер и смотреть на облака. Я умею ночью тёмной разговаривать с луной...


Это произведение было скачано мной на одном сайте в разделе "Аниме-игры" среди прочих подобных. Теперь я знаю, что правильно это называется "визуальная новелла". В сущности, представляет собой что-то среднее между книгой, мангой и видеоигрой. Устанавливаете на компьютер приложение, запускаете его, вам предлагают выбрать настройки (музыка, озвучка, цензура и т.п.), и вы погружаетесь в историю. Много текста, мало картинок, озвучка персонажей, музыка. Прочитав текст, кликаете мышкой, и перед вами появляется новая картинка и новый текст. В любой момент прогресс можно сохранить, как в игре (это нужно в случае, когда вам предлагается выбрать вариант развития событий, т.к. каждый нормальный человек хочет узнать все возможные концовки). Новое для меня направление культурно-развлекательной индустрии. Довольно спорное, но ознакомиться стоит. Вот я и решила попробовать.

Визуальных новелл в стилистике аниме существует немало. Как я понимаю, среди японцев они популярны. Но, к сожалению, на русский язык переводятся пока редко и плохо. Прежде всё, что я видела, переводилось, очевидно, "Промтом", а потому читать это было невозможно. А чтобы читать на английском, я была недостаточно заинтересована. Saya no Uta оказалась первой новеллой с достаточно литературным переводом. Так что, несмотря на предупреждение о наличии хентая (а я очень не люблю всякие извращения, не интересуюсь хентаем, яоем и прочим в таком роде), я решила ознакомиться. Тем более отзывы прочла очень хорошие. Итак, начнём.


Saya no Uta шокирует с самого начала. Завязка сюжета настолько интригует, что сразу понимаешь: нужно дойти до конца. Пусть там будут хентай, расчленёнка, всякие извращения и прочие неприятные вещи, но сюжет сравним с действительно качественным фантастическим триллером, и не захотеть узнать, в чём же там дело и чем всё кончится, просто невозможно.

Итак, жил да был один симпатичный японский студент по имени Фуминори. Всё как положено: учёба, друзья, семья, перспективы.


Но - страшная автокатастрофа, в ней погибают его родители, а он выживает лишь чудом, благодаря экспериментальной неиспытанной методике, которую врачи решают применить к нему только потому, что терять уже нечего. И жизнь продолжается, здоровье налаживается, но... благодаря какому-то побочному эффекту лечения теперь наш герой видит мир наизнанку. Всё, что раньше казалось прекрасным, теперь отвратительно. Лучшие друзья - единственные близкие люди, которые у него остались - выглядят как горы склизкой разлагающейся плоти, приятные запахи обернулись омерзительной вонью, любая самая вкусная еда - гнусной тухлятиной. Весь город, и даже собственный дом напоминают нечто вроде груд гниющих кишок. (Здесь, конечно же, явно просматривается попытка метафорически изобразить изменяющийся мир душевнобольного человека, который не в состоянии оценить заботу близких, видит всё как в кривом зеркале, но при этом не может с собой ничего поделать.) С этим нельзя жить. И герой бы, конечно, быстро сошёл с ума и покончил с собой, если бы не единственный "луч света в тёмном царстве" - Сая. Среди всего этого нечеловечески мерзостного окружения она предстаёт перед героем в облике невинной девочки-подростка в белом платьице. Он понимает, что это странно, но ведь Сая - единственное, что даёт ему силы жить среди этой дикости, и потому он старательно не обращает внимания на все её странности.

Фуминори живёт ради любви к ней, она для него - всё. И плевать на друзей, которые замечают, как он всё больше и больше меняется в худшую сторону: становится замкнутым, злым, жестоким. Сначала они списывают это на последствия катастрофы и стресс от потери семьи, но события развиваются слишком уж подозрительно. Когда Фуминори начинает искать пропавшего при таинственных обстоятельствах доктора, о существовании которого ему никто не мог рассказать, друзья решают выяснить, в чём же дело, а к их расследованию подключается лечащий врач Фуминори - молодая женщина, спящая с оружием под подушкой...

Повествование ведётся поочерёдно с точек зрения разных персонажей: то самого Фуминори, то его друзей, то красавицы докторши из больницы. Но никогда - с точки зрения Саи. Кто она? Добро или зло? Откуда взялась? Окончательно это станет ясно только к самому концу истории.

В общем, история очень мрачная, и дело не в банальных ужасах типа расчленённых трупов в холодильнике. Помимо подобных "завлекалочек" для любителей всяких гадостей, это ещё и довольно тяжёлая, пронзительная психологическая драма. С развитием событий читатель (зритель? игрок? хм... не знаю, как тут будет правильнее) видит, как в Фуминори остаётся всё меньше человеческого, и он в этом не виноват. Отвезти своего лучшего друга в безлюдную местность и бросить в старый колодец, превратить любящую тебя девушку в безмозглую куклу для жестоких
игр - при каких обстоятельствах можно сделать такое? Однако герою сочувствуешь, его нетрудно понять. Но всё же невозможно принять и простить. И то, что эта мысль прослеживается на протяжении всей истории, как раз и делает её не простым "чернушным хентайным ужастиком", а вполне серьёзным произведением.


Вообще, концовки у "Песни Саи" целых три. Могу сразу сказать, что "хэппи эндов" не предусмотрено. Первая концовка фактически аналогична прерыванию чтения - мы ничего толком не узнаём, финал более чем открытый. Во втором случае мы узнаём многое, хотя и не всё, но, тем не менее, пожалуй, именно вторая концовка наиболее интересна, хотя с глобальной точки зрения и наиболее мрачна. И в третьем случае мы получаем самую длинную историю с самыми подробными объяснениями причинно-следственных связей. Ровно три раза за всё действие нам представляется возможность выбрать вариант действий - нажать на одну из двух кнопок. Перед нажатием желательно сохраниться, чтобы потом не пришлось прощёлкивать пару сотен диалогов, а можно было сразу вернуться к "развилке" и ознакомиться с другой концовкой.

Хентайных сцен, в принципе, на всю историю штуки 4. И это не основная "фишка", а всего лишь дополнение к действию. Что, конечно, не может не радовать таких, как я, кто не увлекается подобными вещами.

Всё действие сопровождается очень атмосферной музыкой. Все реплики персонажей озвучены, голоса сэйю подобраны отлично.
Картинки красивые, хотя их и мало. Но это всё же не манга (к сожалению). Зато картинки цветные и очень качественно, детально прорисованные (см. скриншоты). Так что эстетическое наслаждение (а также отвращение) обеспечено.


Моя оценка: 10 из 10. Несмотря на то, что я не любительница восхвалять всё подряд, почти никогда не ставлю десятки, а также не люблю хентай. 10 - за сюжет и психологию, за впечатления той долгой зимней ночи, которую я потратила на изучение Saya no Uta. Будь это аниме - заняло бы место в первой пятёрке. Но это не аниме, и поэтому ограничимся вот таким большим постом.

Примечание: Saya no Uta категорически не рекомендуется излишне впечатлительным особам, беременным, страдающим различными психическими расстройствами, находящимся в депрессии, а также детям ну... хотя бы до 15 лет. Я понимаю, что нынешних подростков (как и меня в детстве) не смутишь эротикой и расчленёнкой, но не в этом дело. Это действительно взрослая, психологически тяжёлая для восприятия вещь. Вам, по крайней мере, может быть просто неинтересно.

@темы: рецензия на аниме